Методика постановки техники рывка и толчка (часть вторая)

<1l>Во второй части нашего повествования я хотел бы заострить свое внимание на рывке. Мне неожиданно в голову пришла странная мысль: мы из рывка привыкли выделывать что то невообразимо сложное, и в конце концов превратили его в разновидность силовой акробатики. Поставив в технике столько непонятных условностей, хотя движение само по себе достаточно простое.

Для наглядности посмотрим какие ошибки обычно возникают в рывке:

- штанга после подрыва движется не вверх-назад, а летит вперед

- происходит мах руками после подрыва, то есть штанга летит не по более или менее вертикальной траектории а описывает в воздухе большую дугу

- при подрыве происходит подбив бедрами, от чего штанга опять таки летит вперед, то есть она отбивается

- остановки в подрыве возле паха

- и наконец таки просто слабый неуверенный подрыв

Обычно малограмотные тренеры начинают в этом случае дико кричать на своих учеников, что то типа:-- "Не бедри", "не останавливайся". Но все эти вопли говорят об их низкой квалификации и о незнании биомеханики человеческого тела.

От чего же возникают эти прямо таки фатальные ошибки, об которых я в свое время сам немало набил шишек? И самое главное как организовать процесс обучения технике рывка что бы этих ошибок избежать вовсе?

Ответ таков все эти ошибки происходят от двух факторов.

неправильное распределение скорости во время рывка, в большинстве случаев очень быстрый старт

слабое накрытие штанги спиной в подрыве

недооценка роли спины в рывке
***
Мы очень сильно недооцениваем значение спины в рывке слишком сильно доверяясь ногам. Но если еще раз упрощенно рассмотреть рывок то получается такая картина.

Снятие (т.е старт) происходит одними ногами, когда штанга прошла колени и находится на уровне нижней трети бедра то здесь уже

находится зона действия спины. Остается разогнуть спину вверх и подрыв получается идеально.

Понять этот процесс и перестать боятся рывка, можно выполняя упражнение - медленый рывок. Но пока мы до этого не дошли.

На данном этапе изучения техники рывка сначала необходимо изучить рывок выше колен.

Для этого выполняются два упражнения

- рывок выше колен с виса

- рывок выше колен с плинтов (для тех кто не знает, плинты это такие деревяшки на которых можно поставить штангу а не держать ее на вису)

Хочу сказать сразу, рывок выше колен это упражнение для спины и если хочешь что бы подрыв был точным то работу ног надо минимизировать, конечно ноги должны учавствовать в финальной часть подрыва; они должны полностью выпрямляться и должен быть выход на носки. Кстати на наших замечательных картинках явно видно что атлет работает преймущественно спиной.

Еще один важный момент, рывок выше колен не только отрабатывает такие важные вещи как накрытие и работу спины, но он еще дает чувство скорости. То есть для того что бы подорвать штангу из положения ниже колен сначала скорость разгона должна быть маленькой, затем постепенно возрастать и при прохождении уровня паха она должна быть наивысшей. Если же начать тащить очень резко то нормального подрыва не получится, потому что произойдет остановка на уровне паха.

Об уходе если рывок с прямой стоики был отработан хорошо, то уход в сед произойдет автоматически, если этого не происходит то наряду с изучением рывка выше колен продолжаем "задалбливать" рывок с прямой стойки.
***
Но здесь нас ожидает следующий "подводный камень", а именно веса в рывке с прямой стойки начинают подрастать и доходят до такого предела что ручками их уже не протянешь.

Что делать? Накрывать и помогать спинкой, заодно нарабатываем работу спины.

Еще один важный момент о котором следует упомянуть. Это состояние плечевого пояса; плечики надо распустить вперед. Положение тела при рывке выше колен должно быть следующим;

Ноги почти прямые слегка амортизированные в коленях, поясница прогнута и жестко закреплена, весь вес штанги находится на пояснице. Плечики распущены вперед то есть грудь не "колесом" а в несколько убранном состоянии.

Так для чего распускать плечи вперед, для того что бы было чем протягивать штангу после подрыва, если же грудь будет "колесом" то очень возможна "крутилка-вертелка".

На этом этапе изучения рывка в начале тренировке перед рывком очень хорошо делать протяжку рывковую. Протяжка позволяет хорошо отработать действия рук после подрыва.

Протяжка выполняется следующим образом старт такой же как и в рывке, накрытие спиной тоже самое, но при всем при этом подрыв спиной не производится а штанга протягивается руками как при рывке с прямой стоики.

На этом этапе изучения техники необходимо сократить объем рывка с прямой стойки и включить в программу рывок выше колен в двух его разновидностях и рывковую протяжку которая делается в качестве разминки перед рывком. Конечно необходимо и дальше развивать свои силовые качества в таких упражнениях как приседания и жим лежа.
***
Главными условиями хорошего толчка с груди являются: точность посыла -когда штанга уходит вверх-за голову, и умение реализовать имеющуюся силу ног. А так же четкий уход в ножницы, который зависит от умения освобождаться от штанги после посыла.

Предпосылками всех этих хороших вещей являются такие факторы как: посыл с полной ступни, отсутствие "прихвата" руками при толчке с груди. Однако же если еще покопаться поглубже все эти факторы зависят только от одного важного момента-удобно ли штанга будет лежать на груди, именно на груди. Поясню, если взяться достаточно узким хватом то произойдет следующее; дельтовидные выдвинутся вперед, грудь провалится и в результате гриф будет лежать не на груди а на передней части дельтовидных мышц, при этом большую долю нагрузки примут на себя руки, что самое поганое при толчке с груди. Потому что если при посыле гриф удерживают руки то толчок не пойдет, так как руки будут служить тормозом при посыле штанги с груди. Из-за всего этого следует вывод. Надо выбрать такое положение штанги на груди при котором гриф лежал именно на груди и атлет при этом чувствовал бы себя комфортно.

Для освоения правильного положения грифа на груди необходимо при постановке техники делать следующие упражнения.

Удержание штанги на груди без помощи рук.

Штанга лежит на стойках. Надо развернуть грудь, сделать небольшой вдох. Подойти к грифу и принять такое положение при котором он бы комфортно лежал бы на груди. При всем при этом руки полусогнуты, локтями вперед но за гриф ими хвататься нельзя. В таком положении надо снять штангу со стоек если все правильно то возникает чувство комфорта. Еже ли грудь не развернута то штанга начинает скатываться вперед.

Из этого положения можно поделать приседания со штангой на груди без помощи рук. Можно так же поделать небольшие полутолчки, тоже без помощи рук. Затем в процессе тренировок вес в этом упражнении можно увеличить. Однако стоит помнить что увеличение веса не является самоцелью, важным является ощущение чувство комфорта в том положении когда штанга лежит на груди.

Когда этот момент будет отработан можно перейти к следующей части освоения толчка; работы ног при посыле с груди. Вокруг этого момента наворочено столько псевдо-научной дребедени что и пересказывать не стоит. Что же важно? Толчок с груди по большому счету все таки прыжок. Надо просто подсесть как при прыжке в высоту с места и прыгнуть. Конечно с большим весом ни какого прыжка не получится. Но сама биомеханика останется.
***
Для отработки этого момента можно выполнять следующие упражнения; прыжки со штангой на груди, прыжок со штангой на груди + толчок с груди в ножницы, прыжки со штангой на груди из положения полного седа, прыжки со штангой на груди из положения полуприседа. В этих упражнениях вес не важен важно чувство "мощных ног" и комфортного подседа.

И еще одна важная вещь о которой бы хотелось сказать: на данном этапе пора начать отрабатывать толчок уходом в ножницы. То есть все почти тоже самое как и при уходе в низкий сед только уход производится в ножницы, задача этого упражнения отработать резкий уход в ножницы и правильную расстановку ног в ножницах.

Параллельно с этим продолжают выполнятся следующие упражнения; рывок выше колен, рывок с прямой стойки, а так же подъем штанги на грудь из исходного положения выше колен. Соответственно продолжается совершенствование силовых качеств.

Спорт
Футбол
Хоккей
Баскетбол
Волейбол
Плавание
Теннис
Бокс
Шахматы
Биатлон
Конный спорт
Тяжелая атлетика
Легкая атлетика
Фехтование
Автоспорт
Formula-1
Спортивные
    организации
Спорт на ТВ
Новости
  Copyright © RIN 2003-
*  Обратная связь