Совершенствование техники в ситуациях взаимоисключающего выбора средств единоборства
Самостоятельное значение в подготовке фехтовальщика имеет улучшение и сохранение качества боевых движении в ситуациях, требующих проявлений сложных дилеммных реакций.Спортсмен в боях не может непрерывно контролировать техническую сторону единоборства, так как внимание его сосредоточено на действиях противника и своих противодействиях. Решение дилеммных задач приближает условия технической подготовки в уроке к боевому применению действий, подводит спортсменов к освоению важного раздела фехтовального мастерства - боевых действий с выбором.
В ситуациях взаимоисключающего выбора наиболее целесообразно совершенствовать такие боевые действия, которые тактически взаимосвязаны, основываются на более прочных навыках, имеют больший диапазон применения, результативнее. Так, сочетание двух верхних защит для совершенствования в ситуации выбора более эффективно, чем сочетание двух нижних защит или одной верхней и одной нижней защиты; сочетание нападений только с переносами или только с переводами целесообразнее, чем одного нападения с переводом, другого - с переносом.
Все это не исключает освоения в учебных целях самого широкого боевого материала, направленного на повышение технической подготовленности спортсменов, вооружение их средствами для использования в отдельных эпизодах единоборства.
Совершенствование действий наиболее просто, если инициатива начала упражнений находится у тренера (партнера), а дилеммная задача является сначала единственной, затем первой среди последовательно решаемых в схватке. Например, атака с выбором сектора; защита с выбором; защита с выбором и обусловленный ответ; атака 1 с выбором сектора; обусловленная защита и ответ с выбором сектора.
Определяя последовательность упражнений, следует исходить из того, что защита с выбором легче ответа, защита легче контрзащиты, основная атака легче ответной, ответная атака легче атаки на подготовку и т. д.
***
Следующий этап - совершенствование приемов выполнения действий в ситуациях взаимоисключающего выбора, когда инициатива начала схватки принадлежит ученику. При этом выполнению действий предшествует какое-либо нападение, защита или подготавливающее действие. Начинать упражнение следует обусловленными действиями.
Например, шаг вперед с подготавливающим движением оружия, защита с выбором и обусловленный ответ; обусловленная атака, контрзащита с выбором и обусловленный контрответ; обусловленная защита и ответ с выбором; обусловленный ответ, контрзащита с выбором и обусловленный контрответ; обусловленная атака и повторная атака с выбором сектора.
Сложными для освоения являются схватки с двумя или более последовательно решаемыми задачами выбора. Они совершенствуются со средней и дальней дистанций во взаимосвязи с обусловленными действиями.
Например, защита с выбором и ответ с выбором; атака с выбором, контрзащита с выбором и обусловленный ответ; обусловленная защита и ответ с выбором; контрзащита с выбором и обусловленный контрответ; обусловленная атака, контрзащита с выбором и контрответ с выбором; обусловленная контратака, защита с выбором и ответ с выбором.