Оружие и чувство времени

<1l>Мароццовская spada da filo ("острый меч") - это переходное оружие между одноручным мечом (14-15 вв) с большим клинком, использовавшимся главным образом для рубки, и рапирой (16-17 вв) с длинным и узким клинком, используемым главным образом для уколов.

Оружие, описанное в Опере Нове, состоял из клинка, эфеса, рукояти и навершия (lama, elsa, manico, pomolo), весил около 1 кг с балансом на клинке в 4 пальцах от эфеса. Этот тип меча - очень послушное оружие, позволяющее легко выполнять все последовательности действий, представленных в abbattimenti (схватках).

Клинок, прямой и обоюдоострый, основан на пропорциях, взятых с картин. Он длинный (около половины роста фехтовальщика, от кончика к tallone (tallone - это линия между хвостовиком (codolo) и клинком). У рикассо клинок шириной около 3 см. Не существует стандартных размеров, т.к. оружие изготавливалось вручную и подгонялось индивидуально.

Клинок имеет три части или gradi:

forte (сильную) от tallone до первой трети,
medio ( среднюю) вторая треть,
debole (слабая) - последняя треть до кончика, единственная часть клинка, действительно острая.
Форте используется для парирования, медио для атаки, а деболе - для поражения.

Клинок имеет два лезвия (fili): dritto ("правое", другой термин "правильное, переднее") и falso (ложное, заднее): Giovanni Dall'Agocchie объясняет это различие:

Всегда, когда вы будете держать меч, в правой или левой руке, лезвие, которое обращено к костяшкам пальцев, будет filo dritto, а другое - filo falso.
Эфес - это стальная полоса, приблизительно 15-20 см длиной, с отверстием в центре и более чем защищает кисть. Она придает мечу форму креста и делает его мистическим символом, как напоминание о защите с оружием христианских идеалов.
***
Рукоять обычно деревянная, иногда покрыта кожей или железной проволокой, длиной 10 см. Навершие - грузик на конце рукояти, используется для балансировки оружия: может иметь несколько форм, но обычно сферической формы и, как и эфес, может использоваться для ударов в ближнем бою.

Хват и portamento di ferro (способ перемещения меча)

Меч должно держать всей кистью, плотно под гардой и, для большего контроля, указательным пальцем на крестовине: по этой причине гарда часто имела одно или два кольца, соединявших крестовину с клинком у лезвий, чтобы защитить палец.

Spada da filo требует движений, как при нанесении удара, так при принятии защитной позиции, которые должны быть аккуратны, насколько возможно. Сохраняйте движения незаметными для врага: действие клинком должно идти по точным траекториям (исходящей и возвратной), начинаясь из одной защитной позиции и приходя в другую.

Правильный способ нанесения удара - использовать движение запястья и иногда локтя, но не плеча. Ди Грасси объясняет этот принцип, говоря:

Рука имеет три главных сочленения: плечо, локоть и запястье... Удар с плеча является наиболее сильным, но и наиболее медленным... Три сустава должны быть хорошо тренированы, необходимо уметь бить сильно локтем и запястьем. Со временем плечо будет забыто и станут использоваться для нанесения удара только локоть и запястье, а, в конце концов, одно запястье.
Об острие: нужно толкать его, не отдергивая кисть. Ди Грасси говорит также, что для фехтовальной тренировки необходимо использовать легкий меч, т.к. цель этого искусства не в подъеме тяжестей, а в быстроте движения.
***
В схватках Мароццо есть также хват "in atto di spada in armi" (стиль фехтования в доспехах), который означает хват за середину клинка левой рукой, используя меч подобно палке.

Стойка и перемещения

<2l>Положение ног и перемещение из одной стойки в другую очень похожи на современное фехтование (как показано на рисунках). Фехтовальщик стоит боком настолько, насколько возможно, согласно использованию одной или двух рук, передняя нога направлена на противника, задняя поворачивается на 60-90 градусов в сторону (левую для правши), ноги располагаются немного врозь, пятки не на одной линии для большей устойчивости, особенно при боковых движениях (см. рисунок). Позиция та же самая, не имеет значения, какая нога впереди: в первом случае это правая стойка, во втором - левая.

Движение вперед и назад не обозначены Мароццо в одном месте, но описываются постоянно в связи с выполняемым действием: мы можем определить серию движений, повторяемых несколько раз за бой.

Простой шаг (passo) (пример: "движение вперед в защитную стойку с вашей левой ноги(...) а правая нога останется сзади" - Глава 11/часть 2) выполняется вперед, двигая сначала переднюю ногу, а затем другую, чтобы вернуться в начальную позицию; назад с противоположным движением: это основа фехтовальных перемещений и , как полагает Dall'Agocchie: движение с шагом, не большим и не узким - лучше всего; чтобы так сделать, возможно двигаться вперед и назад без смещения тела.

Увеличенный шаг (raddoppio) ("левая нога пошлет правую вперед" - Гл. 94) выполняется помещением задней ноги рядом с передней, которая затем немедленно двигается вперед: это движение применяется для быстрого изменения дистанции.

Fente-шаг, или "gran passo" (большой шаг)(вы сделаете большой шаг вперед правой ногой, ударив mandritto над рукой, затем возвратясь правой ногой к левой - Гл. 10/часть 2). Это - атакующий шаг, выполняемый броском ведущей ногой вперед, с последующим возвратом в начальную позицию.
***
"Passata" - это движение, применяемое для смены стойки и viceversa (Находясь в Porta di ferro alta (правая стойка) ... вы шагаете вперед левой ногой Гл.14/часть 2) , выполняется помещением задней ноги вперед, переходя, благодаря движению лодыжки, в новую стойку: это основное движение, чтобы сблизиться с противником в рукопашной.

Passata's fente, или "gran passata" выполняется, чтобы покрыть как можно большее расстояние. Это движение может выполняться шагом вперед и назад, в правой и левой стойке.

Боковые перемещения, или "вольта", похожа на пассо и пассата, но делаются в сторону: применяются только для уклона (schifata) от атаки.

Фехтовальные действия всегда выполняются по прямой, не имеет значения, в конце концов, с какой стороны от противника выполняется уклонение (schifata) или атака ближнего боя.

Tempo, Velocitа и Misura

Чувство времени, быстрота и дистанция - константы фехтования во все времена. От "Segno di scherma" из Flos Duellatorum с изображением тигра (Celeritas - быстрота) и рыси(Prudentia - чувство времени и глазомер) к менее ярким, но более ясным описаниям современных трактатов, эти три элемента являются основой для правильной инструкции в тренировке фехтовальщика, и без этих простых объяснений любые приемы не являются полными.

Tempo (чувство времени) применяется для оценки любой ситуации с целью определения возможности выполнения отдельного фехтовального действия ( когда действовать).

Velocitа (быстрота) - это физическое отношение между пространством и временем, исполняющим фехтовальное действие (как действовать)

Misura (дистанция) - наиболее полезна, необходимое и достаточное расстояние до врага, чтобы выполнить фехтовальное действие (где действовать).
***
Рассмотрение этих трех элементов видно во всей Опере Нове, косвенно, но во всех действиях некоторых "abbattimenti": Мароццо ссылается, в частности, на Темпо, говоря о "gioco stretto" :

"Те, кто знает, как войти и выйти из приемов ближнего боя - ты должен знать - это превосходные и совершенные фехтовальщика, т.к. они владеют чувством времени".

Быстрота - логический принцип: прямой удар должен быть настолько быстрым, насколько это возможно, чтобы ошеломить противника, но финт должен выполняться с учетом времени реакции противника, поэтому выполнение его с максимальной быстротой не всегда полезно: в фехтовании Velocitа не постоянна, а переменна.

Дистанция является основой двух принципов: "gioco largo" и "gioco stretto", и чтобы лучше понять его, надо сравнить древнюю и современную классификации. В современном фехтовании существуют три типа дистанции:

дистанция шага (misura camminando), когда, чтобы выполнить удар, фехтовальщик должен сделать fente и хотя бы один шаг;

дистанция fente (misura d'allungo), когда для поражения необходимо сделать только fente;

ближняя дистанция (stretta misura), когда достаточно вытянуть руку, не двигая ногами.

В древнем фехтовании есть "gioco largo" (широкая игра) и "gioco stretto" (закрытая игра): в первом случае, как говорит Мароццо: "Фехтовальщики выполняют перепалку",- что сходно с действиями на misura camminando и misura d'allungo, когда клинки двух бойцов максимально слабый против слабого.

Второй случай определяется также как "приемы и захваты полумеча", те действия, что выполняются на misura stretta и в ближнем бою: так, misura stretta - это не только борьба или действия навершием или гардой, но также и удары клинком из соединения клинков средина с срединой (mezza spada).

Полное определение дано Capoferro (Gran simulacro dell'arte e dell'uso della scherma - 1610) "дистанция может быть большой или малой: большая - когда я могу поразить противника только с fente, близкая - когда я могу поразить противника, не двигая ногами".
Спорт
Футбол
Хоккей
Баскетбол
Волейбол
Плавание
Теннис
Бокс
Шахматы
Биатлон
Конный спорт
Тяжелая атлетика
Легкая атлетика
Фехтование
Автоспорт
Formula-1
Спортивные
    организации
Спорт на ТВ
Новости
  Copyright © RIN 2003-
*  Обратная связь