Тактическое совершенствование

Особая значимость повышения тактического мастерства фехтовальщиков обусловлена тем, что тактическая деятельность прямо направлена на достижение максимальной эффективности соревновательных усилий спортсменов, которые складываются из реализации в ходе боев различных компонентов подготовленности - технической, физической, психологической.

Тактическое совершенствование занимает самостоятельное место в тренировке фехтовальщиков, но, несмотря на это, оно является составной частью подготовки к отдельному соревнованию в процессе годичных и четырехлетних циклов, в течение всей спортивной жизни.

Выделение средств и методов тактической подготовки во многом имеет условный характер и делается в методических целях, так как упражнения на тактическое совершенствование в подавляющем большинстве представляют собой схватки, максимально приближенные к боевым, или заключаются в выполнении тактических установок в тренировочных боях и соревнованиях.

В подобных упражнениях воплощена комплексность требований к мастерству фехтовальщиков по владению техникой, уровню физических и психических качеств. Материалом тактической подготовки их делает ведущая педагогическая задача на освоение тактического компоненту деятельности спортсменов в схватках, боях, соревнованиях.

Однако в процессе тактической подготовки имеют место средства и методы, направленные исключительно на тактическое совершенствование. Это освоение подготавливающих действий и вариантов их боевого применения, приобретение тактических знаний, развитие тактического восприятия, мышления, специализированных тактических умений.

Направленность тактической подготовки вытекает из ее основного содержания, которое можно условно представить в виде двух взаимосвязанных процессов, воплощающих технико-тактическую и другие стороны подготовки спортсменов, а также боевую и соревновательную практику. Постоянное испытание в ходе тренировок и -соревнований собственной доктрины фехтовальщика, приводящее к поиску и реализации мер ее усиления, сочетается с противодействием доктринам противников, с освоением средств борьбы против наиболее типичных доктрин для данного вида фехтования.
***
Процесс осознания собственной доктрины фехтовальщика и ее совершенствование протекает в ходе боевой практики и последующего анализа эффективности различных компонентов тактической борьбы, сопоставления данных наблюдений боев широкого круга спортсменов.

В соревнованиях имеет место противопоставление наступления и обороны, средств подготовки и реализации тактических намерений, эффективности вариантов ведения поединков (маневренно и позиционно, выжидательно и скоротечно), использования в боях определенных дистанций, отдельных действий и других элементов тактической борьбы. Для каждого фехтовальщика с учетом уровня мастерства, индивидуальных психофизических особенностей, боевой оснащенности важность освоения различных средств тактической борьбы будет неодинаковой.

В ходе боевой практики происходит как бы естественный отбор наиболее результативных для каждого спортсмена средств тактической борьбы, оказывающий существенное влияние на формирование манеры ведения боев. Однако отсутствие управления этим процессом может привести к отрицательным последствиям в виде нередко возникающей односторонней оснащенности, излишней приверженности лишь к определенным действиям и вариантам построения боев. Отсюда становится очевидной исключительная важность участия во многих соревнованиях, проведения в большом объеме тренировочных и соревновательных боев, методически обоснованного их дозирования и последовательности усложнения, подбора партнеров и постановки тренировочных задач для ускорения процесса накопления спортсменами боевого опыта. Нормы боевой и соревновательной практики лимитируются как физическими и психическими возможностями учеников, так и достигнутым уровнем тренированности.

На основе обобщения педагогического опыта тренеров, а также результатов научных исследований установлена связь между арсеналом действительных и подготавливающих средств, использованием элементов тактической деятельности фехтовальщиков и индивидуальными особенностями двигательных реакций, внимания, памяти, мышления, темперамента и т. д. Методы психодиагностики и педагогического контроля позволяют определить место и значение различных педагогических задач, средств и методов тактической подготовки, создать наиболее эффективный стиль ведения боев.
Спорт
Футбол
Хоккей
Баскетбол
Волейбол
Плавание
Теннис
Бокс
Шахматы
Биатлон
Конный спорт
Тяжелая атлетика
Легкая атлетика
Фехтование
Автоспорт
Formula-1
Спортивные
    организации
Спорт на ТВ
  Copyright © RIN 2003-
*  Обратная связь