Формирование плавательных навыков при обучении плаванию мужчин 20-30 лет

<1l>Проблема обучения плаванию, несмотря на большое число исследований и методических разработок, во многом не решена. Прежде всего это относится к взрослому населению. Используемые в практике программы обучения взрослых мало чем отличаются от программ для детей (Макаренко Л.П., 1985; Ганчар И.П., 1993; Погребной А.И., Маряничева Е.Г., 1999 и др.). Все они содержат рекомендации осваивать технику какого-либо спортивного способа или его облегченного варианта.

Вместе с тем, для взрослых людей главная задача заключается в приобретении жизненно важного навыка плавания, умения удерживаться на плаву продолжительное время и без особых усилий преодолевать определенное расстояние вплавь любым способом. В связи с чем, отпадает необходимость в обучении спортивной технике плавания. При самообучении человек обычно выбирает такой самобытный способ плавания, который в наибольшей степени соответствует его индивидуальным особенностям.

Адаптация организма в условиях водной среды во многом зависит от возрастных и индивидуальных приспособительных реакций организма при обучении плаванию. Из опыта практики известно, что научить плавать взрослого человека труднее, чем ребенка. Это объясняется тем, что у взрослого человека приобретенные в течение жизни двигательные навыки достаточно прочные и требуется продолжительное время для нейтрализации их негативного действия при формировании новых плавательных навыков (Скворцов Б.Л., 1959; Фарфель В.С., 1961; Абсолямов Т.М., Тимакова Т.С., 1977).

Однако эти особенности, как следует из анализа литературных источников, изучены явно недостаточно. Значительная часть взрослого населения нуждается в совершенной методике, с помощью которой можно научиться плавать. Потребность в такой методике возникает при обучении учащихся средних специальных учебных заведений, студентов высших учебных заведений, а также категории людей, профессия которых связана с пребыванием в водной среде.

Таким образом, изучение индивидуальных особенностей перестройки наземных локомоций движений на локомоции плавательные у контингента взрослых, являются наиболее актуальным и перспективным направлением в решении проблемы.

Работа выполнена с целью изучения возможности усовершенствовать методику обучения плаванию контингента взрослых на основе особенностей адаптации организма к условиям водной среды и с учетом индивидуальной предрасположенности к определенному способу плавания.
***
Исследования проводились в 2001 году на базе плавательного бассейна "Сатурн" г. Раменское, Моск. ол. Испытуемые мужчины возраста 20-30 лет в количестве 56 человек, занимающиеся в группах начального обучения плаванию, были распределены на 2 группы: опытную и контрольную, по 28 человек в каждой. Эксперимент длительностью 3 месяца проводился с целью выявления эффективности разработанной программы обучения, применяемой занимающимися опытной группы.

Занятия по обучению плаванию проходили два раза в неделю по 45 минут каждое: 15 минут на суше и 30 минут в воде.

На суше в опытной группе упражнения были направлены на: улучшение координации движений, развитие способности чередовать напряжения с расслаблением мышц; умение напрягать группы мышц одной конечности и одновременно расслаблять мышечные группы другой конечности; развитие аппарата дыхания; развитие навыка фиксации плоской ладони кисти. В воде упражнения были направлены на: освоение согласования движений рук, ног и дыхания.

У испытуемых определялись: рост, вес, ЖЕЛ, сила кисти, подвижность голеностопных и плечевых суставов, быстрота вращений прямых рук, дифференцировка мышечных усилий, воспроизведение пространственной ориентировки, плавучесть, обтекаемость, равновесие тела в воде; времы удержания тела на плаву; оценка элементов техники самобытного плавания.

В результате проведенного педагогического эксперимента было установлено, что под воздействием экспериментальной программы у испытуемых опытной группы, по сравнению с контрольной группой, заметно улучшились показатели ЖЕЛ, подвижности голеностопных суставов, дифференцировки мышечных усилий, пространственной ориентации, а также в показателях плавучести, в продолжительности удержания тела на плаву, в суммарном числе выполненных упражнений. В итоге, испытуемые опытной группы могли свободно удерживаться на плаву на месте с помощью водно-опорных движений в течение одной минуты и проплывать расстояние 300-400 метров с выдохами в воду на каждый цикл движений. Испытуемые контрольной группы, обучающиеся по традиционной программе недостаточно освоили специфический акт дыхания. Они высоко приподнимали голову для вдоха, что приводило к увеличению топящей силы, а недостаточное освоение водно-опорных навыков отрицательно сказывалось на эффективности гребковых движений.

Таким образом, разработанные и опробованные в педагогическом эксперименте программа и методика обучения плаванию оказались более эффективными для контингента мужчин 20-30 летнего возраста.
Спорт
Футбол
Хоккей
Баскетбол
Волейбол
Плавание
Теннис
Бокс
Шахматы
Биатлон
Конный спорт
Тяжелая атлетика
Легкая атлетика
Фехтование
Автоспорт
Formula-1
Спортивные
    организации
Спорт на ТВ
Новости
  Copyright © RIN 2003-
*  Обратная связь