Методические особенности обучения плаванию студентов, специализирующихся в разных видах спорта

<1l>Успешность обучения плаванию студентов спортивных вузов во многом обусловлена качественным освоением специфических плавательных навыков.

Научные исследования и многолетний опыт практики показывает, что при формировании двигательных навыков в условиях водной среды необходимо учитывать явление "переноса" навыков (Б.Л. Скворцов, 1956; В.С. Фарфель, 1967; А.А. Гужаловский, 1978 и др.).

С целью изучения влияния положительного и отрицательного "переноса" навыков у студентов спортсменов в 1999 году был проведён педагогический эксперимент с участием 84 мужчин, представителей четырёх специализаций Московской спортакадемии : лыжные гонки, гимнастика, тяжёлая атлетика и борьба. Эксперимент продолжительностью 3 месяца осуществлялся в два этапа.

На первом этапе все испытуемые обучались плаванию способами "кроль на груди" по 24 часовой программе базовой дисциплины "плавание". На втором этапе экспериментальная программа обучения была составлена на основании результатов экспертной оценки техники спортивных способов плавания по методике Р. Хальянда (1977).

Суммарная оценка складывалась из оценок техники выполнения отдельных элементов, включая: угол атаки, колебания тела вокруг продольной, вертикальной и боковой оси вращения; угол сгибания в локтевых суставах во время гребка и при переносе; траектория гребка; согласование движений рук, ног, дыхания и др. Всего оценивалось 20 показателей.

В результате проведённого эксперимента было установлено, что приобретенные двигательные навыки в избранном виде спорта оказывают существенное влияние на овладение студентами навыками плавания и техникой спортивных способов плавания. Так, гимнасты имели высокие оценки за элементы техники, определяющие пространственные параметры. Известно, что гимнасты обладают хорошей координацией движений. Это помогало им качественно освоить структуру техники и согласования движений рук, ног и дыхания в способе "кроль на груди".

Вместе с тем, они с трудом осваивали динамический (силовой) параметр техники. Это объясняется спецификой проявления силы в гимнастике, связанной с инерционными силами и силами гравитации. В плавании в условиях относительной невесомости опора о воду обеспечивается за счёт зигзагообразных поступательных движений кистью и предплечьем во встречном потоке воды. Лыжники - гонщики, наоборот, легче и качественней овладевали умением опираться о воду.
***
Это объясняется тем, что лыжник как и пловец отталкивается от скользящей поверхности. С меньшим успехом лыжники осваивали структурные параметры техники плавания, в связи с относительно однообразными движениями, присущим циклическим локомоциям. Борцы, характеризующиеся разнообразными и постоянно меняющимися по величине и продолжительностью усилиями, лучше чем гимнасты и штангисты осваивали навыки гребка в плавании.

На втором этапе педагогического эксперимента в программу обучения плаванию были внесены изменения, в соответствии с выявленными нами особенностями освоения плавательных навыков.

У гимнастов и тяжелоатлетов 50% объёма всех упражнений было направлено на формирование водоопорных навыков и 50% на развитие аппарата дыхания, специфического дыхания в воде и имитационных упражнений. Лыжники и борцы 50% объёма упражнений выполняли с направленностью на повышение координационных способностей, а 50% - на развитие аппарата дыхания, формирование водоопорных навыков и освоение специфического акта дыхания в воде.

Заключительное тестирование испытуемых показало, что студенты гимнасты и тяжелоатлеты заметно повысили свои оценки в таких показателях как характер усилий при гребке и амплитуда гребка. Лыжники и борцы ощутимо улучшили оценки за технику плавания по таким элементам как вход руки и вынос её из воды, колебания тела вокруг продольной оси и положение локтя во время проноса руки.

Выводы :
1.) Качество освоения плавательных навыков и техники спортивных способов плавания во многом обусловлено явлением "переноса" навыков. Приобретённые до обучения плаванию двигательные навыки вступают во взаимодействие с формированием новых плавательных навыков.

2.) Необходимость дифференцирования процесса обучения студентов - спортсменов вызвана разным соотношением двигательных навыков с положительным и отрицательным " переносом" навыков. Это соотношение зависит от специфики вида спортивной деятельности и определяет успех в освоении пространственных и динамических параметров техники спортивных способов плавания.
Спорт
Футбол
Хоккей
Баскетбол
Волейбол
Плавание
Теннис
Бокс
Шахматы
Биатлон
Конный спорт
Тяжелая атлетика
Легкая атлетика
Фехтование
Автоспорт
Formula-1
Спортивные
    организации
Спорт на ТВ
  Copyright © RIN 2003-
*  Обратная связь