Обучение плаванию контингента взрослых в зависимости от их способностей

<1l>Специфика обучения плаванию взрослого контингента в отличие от детского состоит в том, что если дети как правило осваивают спортивную технику, то обучение взрослых не имеет спортивной ориентации (Оноприенко Б.И., 1969; Булгакова Н.Ж., 1974; Макаренко Л.П., 1974; Воронцов А.Р., 1977; Рышняк Б.В., 1978).

Многие специалисты по плаванию признают необходимость в кардинальном разграничении методов и средств обучения плаванию для детей и взрослых (Молинский Н.К., Иссурин В.Б., 1971; Васильев В.С., 1989; Кожевникова И.Е. 1996).

Способности у лиц, обучаемых плаванию на практике проявляются в качестве и продолжительности освоения основных плавательных навыков. Как правило дети легче и в более короткие сроки приобретают навыки плавания по сравнению со взрослыми людьми. Специалисты объясняют этот факт тем, что дети обладают большим арсеналом приобретённых при жизни навыков, положительно способствующих усвоению специальных навыков плавания. Несмотря на разные цели обучения детей и взрослых (спортивная и неспортивная направленность), приобретённые базовые навыки плавания являются обязательным условием для всех обучаемых.

В процессе обучения плаванию организм адаптируется к условиям водной среды. Исследования, проведённые И.Е Кожевниковой (1997), Е.А. Мухиной (1999) на контингенте детей 7-10 лет позволили выявить ряд показателей, характеризующих способности к освоению навыков плавания и овладению спортивной техникой. К ним относятся: относительно небольшой вес и рост тела; высокие показатели функционирования дыхательной системы, проявляемые в задержке дыхания на вдохе и выдохе; в статической выносливости и силе дыхательных мышц; высоком уровене развития гибкости, особенно плечевых и голеностопных суставов; высокая степень дифференциации силовых и пространственных параметров, как проявление выносливости выполнение большого объёма упражнений с одновременным сокращением пауз отдыха, и как итог - качественное освоение базового навыка плавания на положительном эмоциональном фоне при высокой активности занимающихся (Е.А. Мухина, 1999).

Вместе с тем, проблема способностей у взрослого контингента судя по литературным источникам ещё во многом не решена.

В большинстве работ, выполненных в этом направлении, содержатся общие рекомендации учитывать возраст обучаемых. Однако, методика обучения принципиально не отличается от традиционной со спортивной направленностью, используемой в большинстве ДЮСШ.
***
В связи с вышеизложенным наши исследования проведены с целью выявления показателей, характеризующих способности в обучении плаванию контингента взрослых:

Задачи:
1. Выявить показатели, в наибольшей степени способствующие освоению плавательных навыков контингентом взрослых.

2. Определить критерии оценки способностей к обучению плаванию у взрослых мужчин.


В работе использованы следующие методы исследования: анализ специальной литературы, анкетирование, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент, антропометрия, динамометрия, спирометрия, гониометрия, методы экспертно - визуальной оценки, методы математической статистики.

Исследования проведены в 1999-2000 гг. на базе плавательного бассейна "Сатурн" г. Раменское Московской области.

В педагогическом эксперименте продолжительностью 6 месяцев приняли участие 40 испытуемых мужчин в возрасте 20-25 лет.

В начале и в конце эксперимента испытуемые были обследованы по тестам.

Определялись: рост, вес, ЖЕЛ, кистевая сила, подвижность голеностопных и плечевых суставов, быстрота вращения прямых рук, дифференцировка мышечных усилий, задержка дыхания на вдохе.

В специальных тестах определялись свойства тела в воде (плавучесть, обтекаемость, равновесие), продолжительность удержания тела на плаву с помощью водно-опорных движений и качество освоения основного навыка плавания (балл).

Учитывая неодинаковую психическую реакцию испытуемых, был проведён опрос и фиксированные педагогические наблюдения за их поведением при контакте с водной средой в процессе выполнении заданий.
***
Все испытуемые были практически здоровыми, не умели или слабо умели плавать. Испытуемые обучались плавать по программе, адаптированной для взрослых модификации А.И. Погребного и Е.Г. Моряничева (1998).

Модификация программы заключалась в том, что при освоении с водной средой 30 % объёма работы составляли дыхательные упражнения, 40 % - водно-опорные и 30 % - упражнения на гибкость и координацию.

Экспериментальные занятия проводись 3 раза в неделю по 45 минут. По окончании эксперимента данные испытуемых были сгруппированы в зависимости от качества освоения базового навыка плавания. Первую группу составили ученики, получившие менее 90 % и более баллов, а вторую - 70 % и менее баллов.

Для выявления влияния различных показателей на успешность обучения плаванию данные тестирования испытуемых первой группы сопоставлялись с аналогичными данными второй группы. Результаты исследования были обработаны методами математической статистики.

Результаты исследований позволили установить различия в показателях и выявить какие из них определяют способности в обучении плаванию.

Из данных таблицы ? 2 видно, что наиболее важными показателями, характеризующими способности к обучению являются: ЖЕЛ, ДМУ(дифференцировка мышечных усилий), ВПО (воспроизведение пространственной ориентации), задержка дыхания на вдохе, благоприятные свойства тела в воде (плавучесть); подвижность в голеностопных суставах, выполнение элементов основного навыка плавания, положительная психическая реакция на контакт с водной средой при выполнении учебных заданий в воде. Указанные выше показатели по среднестатистическим параметрам были достоверно различными.
***
Следует отметить, что такие показатели как рост, вес, кистевая сила, гибкость плечевых суставов, а также обтекаемость и равновесие тела в воде достоверно не отличались у способных и менее способных испытуемых. В то же время у детей по данным Е.А. Мухиной (1998) эти показатели оказывали существенное влияние на предрасположенность учеников к освоению навыков плавания и спортивной техники. Повышение качества выносливости у способных учеников выразилось в более интенсивном росте (в 2,5 раза) объёма упражнений при постепенном сокращении интервалов отдыха между повторениями по сравнению с малоспособными.

ВЫВОДЫ:
1. Проведённые нами исследования позволили выявить основные показатели физического развития, свойств тела в воде, физических качеств, проприорецептивной анализаторной и дыхательной систем, психологических качеств, которые способствовали в большей мере обучению плаванию.

2. Разработанные критерии оценки двигательных, функциональных и психологических возможностей мужчин в возрасте 22-25 лет, не занимающихся спортом, рекомендуется использовать при оценке способностей учеников для дифференцирования обучения плаванию контингента взрослых.
Спорт
Футбол
Хоккей
Баскетбол
Волейбол
Плавание
Теннис
Бокс
Шахматы
Биатлон
Конный спорт
Тяжелая атлетика
Легкая атлетика
Фехтование
Автоспорт
Formula-1
Спортивные
    организации
Спорт на ТВ
  Copyright © RIN 2003-
*  Обратная связь