Проявление способностей у детей и взрослых в обучении плаванию

<1l>Из опыта практики известно, что качество и сроки обучения плаванию во многом зависят от способности человека осваивать плавательные навыки.

По мнению специалистов, способные ученики имеют благоприятные морфо-функциональные данные, определяющие свойства тела в воде (Булгакова Н.Ж., 1971, Макаренко Л.П., 1979 и др.)

Высокие показатели функционирования дыхательной системы способствуют освоению обучаемыми специфического акта дыхания в воде. Овладение водно-опорными умениями в большой мере зависит от функции сенсорной и проприорецептивной анализаторных систем, с помощью которых создаются специфические ощущения давления воды на тело и гребущие его части. Перестройка прижизненных двигательных навыков на новые плавательные в процессе обучения плаванию связаны с явлением "переноса навыков" (Скворцов Б.Л., 1954; Фарфель В.С., 1962). При этом, чем больше приобретённых при жизни положительных навыков не имеют положительного переноса, тем труднее сформировать новый специфический плавательный навык. У взрослых, в отличие от детей, приобретённые навыки достаточно прочные. Они обусловлены силами гравитации, наземными локомоциями движений, и поэтому их перестройка на плавательные навыки на практике требует больших усилий и времени.

Следовательно, способности детей и взрослых в обучении плаванию не одинаковы, а выявление различий между ними одна из главных задач решения проблемы дифференцированного подхода к обучению плавания.

Учитывая недостаточную изученность проблемы обучения в этом направлении, нами было проведено исследование с целью выявления показателей, характеризующих проявление способностей в обучении плаванию у детей и взрослых.

Исследования проводились с февраля по декабрь 2000 года на базе бассейна "Сатурн" г. Раменское Московской области. В исследовании принял участие 36 детей мальчиков и девочек в возрасте 10-11 лет и 28 мужчин в возрасте 18-24 года. Все испытуемые были неумеющими плавать или слабо державшимися на воде. Они были практически здоровыми и занимались в группах начального обучения плаванию. В работе применялись следующие методы: анализ специальной литературы, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент.
***
Тестовые испытания включали определение и оценку физического развития, развития физических качеств, специфических свойств тела в воде, подвижности плечевых и голеностопных суставов, воспроизведения пространственных и силовых параметров, продолжительности задержки дыхания на вдохе, качества освоения навыков плавания и элементов техники спортивного способа плавания "кроль на груди".

В результате проведённых нами исследований установлено, что у детей 10-11 лет способности к обучению плаванию проявляются в более высоких показателях жизненной ёмкости лёгких (2,72 литра), точности воспроизведения пространственной (87,4 %) и динамической (67,6 %) ориентировки; в подвижности плечевых и голеностопных суставов.

У контингента взрослых наиболее значимыми показателями предрасположенности к обучению выявлены следующие: время задержки дыхания на вдохе -30-40 сек; точность воспроизведения динамических (силовых) параметров (81,7 %); подвижности голеностопных суставов (амплитуда - 96 %); суммарная оценка навыка плавания (4,21 балла) (по Булгаковой Н.Ж., 1969); суммарная оценка за освоение элементов техники плавания способом" кроль на груди (по Хальянду Р.Б., 1984).

Наблюдения, проведённые за испытуемыми в процессе эксперимента, свидетельствуют о том, что способные дети 10-11 лет овладевают навыком плавания в основном за счёт преимущества в указанных выше показателях, а взрослые - главным образом, благодаря совершенству сенсорной и проприорецептивной систем, способствующих образованию специфических водно-опорных навыков.
Спорт
Футбол
Хоккей
Баскетбол
Волейбол
Плавание
Теннис
Бокс
Шахматы
Биатлон
Конный спорт
Тяжелая атлетика
Легкая атлетика
Фехтование
Автоспорт
Formula-1
Спортивные
    организации
Спорт на ТВ
  Copyright © RIN 2003-
*  Обратная связь