О некоторых принципах обучения плаванию

<1l>В свое время Н.А. Бернштейн [2] обратил внимание на одну важнейшую особенность освоения умения плавать: способность выполнять плавательные движения при переходе от неумения к умению держаться на воде в какой-то момент обучения постигается сразу, как бы скачком.

Мы, развивая далее эту мысль, полагаем, что эта особенность связана с нахождением правильной ориентации движителя в потоке воды -- под углом атаки [8]. Как показали проведенные в нашей лаборатории исследования, для удержания на поверхности воды или передвижения в ней человеку необходим совершенно особый, характерный только для плавания навык создания опоры, используя внешнюю гидродинамическую силу. На практике способность продвигать гребущий элемент под углом атаки обучаемые, к сожалению, приобретают интуитивно, в результате большого количества повторений.

Разработанная нами методика начального обучения плаванию, базирующаяся на выявленных био-механических и психолого-педагогических предпосылках, включает методику начального обучения и методику обучения различным способам плавания (спортивным, прикладным). В свою очередь, методика начального обучения разделяется на два этапа: первый -- обучение навыку удержания на поверхности воды; второй -- обучение передвижению в воде любым способом. В методическом плане четкой границы между этими этапами не существует.

На основе результатов многолетних исследований нами сформулирован первый частный принцип обучения плаванию -- принцип первоочередности изучения опорного гребка. Поскольку основным биомеханическим условием передвижения в воде является умение создавать упор, или силу тяги, то есть продвигать кисть, стопу под определенным углом атаки во фронтальной плоскости, то, естественно, методика обучения плаванию должна основываться на изучении прежде всего этих движений.

В основе первого этапа обучения лежит овладение навыком создания упора в воде. Для формирова-ния этого навыка нами разработаны и предложены основные, базовые, упражнения, изучаемые в определенной последовательности и позволяющие решать конкретные дидактические задачи. Характер упражнений инициирует у занимающихся активизацию сознания, самоконтроль и коррекцию движений. По мере освое-ния упражнений первого этапа следует соединять их в "связки" и переходить к различного рода перемеще-ниям. Упражнения целесообразно наполнять адекватным смысловым содержанием.
***
Наличие общего механизма создания движущих сил в различных способах плавания свидетельству-ет о непринципиальности вопроса выбора первоначального способа передвижения в воде. Реализация принципа первоочередности изучения опорного гребка предполагает поддержание в воде вертикального положения тела (теменем вверх), что является физиологически естественным [6]. При этом мы не отрицаем воз-можности освоения на данном этапе обучения движений ногами, выполняемых в горизонтальном положе-нии. В кролевидных способах плавания движения стопы вверх-вниз естественны и просты, поэтому осваи-ваются легко. При обучении опорному гребку руками решаются следующие задачи: 1) научить создавать упор в средней фазе гребка и ощущать его величину; 2) научить создавать силу тяги в одном гребке; 3) вы-работать умение передвигаться посредством совместно выполняемых опорных гребков и движений ногами.

Результаты проведенного педагогического эксперимента [8, 7] по обучению плаванию детей и под-ростков школьного возраста свидетельствуют о том, что первоначальное освоение опорного гребка обеспечивает возможность более длительного, чем в контрольной группе, удержания на поверхности воды. По мере увеличения возраста учащихся обучение опорному гребку происходит быстрее. Было выявлено, что дети младшего школьного возраста, обучавшиеся по предложенной программе, освоили навык удержания на во-де с помощью опорного гребка как в положении группировки, так и в положении на спине к 12-му занятию.

К 24-му занятию время удержания в положении группировки с помощью опорных гребков у детей экспериментальных групп колебалось от 62 до 248 с. Причем в отдельных случаях время удержания на поверхности воды с помощью опорных гребков достигало 5 и даже 10 мин. В контрольных же группах время удержания с помощью активных движений руками было значительно ниже (8-14 с).

Умение удерживать свое тело в горизонтальном положении с помощью опорных гребков повлияло и на качество овладения навыком скольжения на спине. Так, мальчики и девочки младшего школьного возраста экспериментальных групп "скользили" в среднем на 1,1-1,8 м больше, чем их сверстники в контрольных группах. Аналогичные данные получены и при выполнении скольжения на груди.
***
Дети младшего школьного возраста быстрее и качественнее осваивают опорный гребок в положе-нии на спине, нежели в группировке, причем у девочек это происходит быстрее, чем у мальчиков. Дети экспериментальной группы имеют лучшие результаты выполнения всех видов скольжения. Очевидным было преимущество детей экспериментальной группы в освоении навыков плавания спортивными способами ( в плавании как с помощью движений руками, ногами, так и в полной координации). Имея практически одина-ковый темп движений, дети экспериментальной группы достигали более высоких показателей скорости пла-вания, "шага" передвижения, силы тяги. Это преимущество наблюдалось в плавании кролем на спине и кро-лем на груди.

Если на 12-м занятии существенных различий в показателях техники плавания с помощью движений ног в способах кроль на груди, кроль на спине не наблюдалось, то к 24-му занятию эти различия стали заметными. Скорость плавания у детей экспериментальных групп достоверно превышалатаковую у исследуемых контрольных групп .

Средняя величина "шага" достоверно увеличилась во всех экспериментальных группах и в ряде случаев превышала аналогичный показатель в контрольных группах. У детей экспериментальных групп резко возросла сила тяги при плавании с помощью движений ногами (на 34 - 65%) и стала достоверно выше, чем у детей контрольных групп (р<0,01). Все это свидетельствует о том, что дети экспериментальных групп стали выполнять данные движения лучше и с наименьшими затратами. Дети этого возраста быстрее и качественнее овладевают способом плавания кроль на спине, чем на груди, что подтверждается более высокими показателями скорости плавания и длины "шага". Все это позволяет рекомендовать для обучения детей младшего школьного возраста способ кроль на спине.

В среднем школьном возрасте опорный гребок в группировке осваивается более быстрыми темпами, чем в положении на спине. С возрастом обучение опорному гребку происходит быстрее, а девочки при этом опережают мальчиков. Умение проплывать дистанцию 25 м за счет опорного гребка и кролевидных движений ногами достигается мальчиками и девочками в возрасте 12-13 лет за 3,9, а в 14-15 лет - за 3,1 за-нятия. Умение проплывать ту же дистанцию кролем на спине приобретается мальчиками и девочками в возрасте 12-13 лет в среднем за 6,4 и 5,1 занятия соответственно, а девочками 14-15 лет -- за 4,8 занятия.
***
В старшем школьном возрасте освоение обоих вариантов опорного гребка происходит за 3-4 занятия. При этом юноши и девушки могут достаточно длительное время удерживаться на поверхности воды. Динамика освоения этих вариантов опорного гребка у юношей и девушек в основном одинакова. Схожей у них является и динамика роста скорости плавания кролем на спине с более высокими ее величинами у юношей.

Известно, что отсутствие у человека опоры в воде приводит к появлению чувства страха, неуверенности. По свидетельству многих авторов [4, 10 и др.], это серьезно затрудняет процесс обучения. Следовательно, если неблагоприятные психические состояния связаны в основном с потерей опоры, а получить ее можно, выполняя только определенные движения, то становится очевидным, что и в этом отношении мето-дика начального обучения плаванию должна предусматривать также изучение в первую очередь техники создания опорного положения. Отсюда вытекает другой частный принцип обучения плаванию - - принцип единства психического и биомеханического. Действие этого принципа наиболее ярко проявляется при освоении опорного гребка, хотя распространяется и на другие этапы "строения" двигательного действия в плавании. Ограничиваясь только традиционными упражнениями по освоению с водой, рекомендуемыми практически всеми авторами, добиться эффективной психологической адаптации к водной среде довольно непросто.

Как показали результаты исследования, узловой момент при освоении плавательных движений -- правильная ориентация движителя (кисть руки, стопа) под углом атаки, что представляет собой сложную задачу. Если такие параметры, как амплитуда движений, ее скорость и другие, подвластны контролю и срочной коррекции, то в отношении угла атаки это пока не представляется возможным. Возникающие при таком движении проприоцептивные ощущения не поддаются точному вербальному описанию. Особую роль здесь играют двигательные представления.

Для изучения адекватности сформированного представления о технике плавания способами кроль на груди и на спине нами были разработаны анкеты программированного опроса. Детям в возрасте 7-10 лет, обучавшимся плаванию по традиционной программе, предлагалось отметить правильное положение туловища, головы и некоторые элементы техники. В данном анкетировании приняли участие 90 детей, посетивших 36 и более занятий.
***
Анализ анкет по технике плавания способом кроль на груди выявил, что наибольшую трудность для детей представляло правильное движение кистью руки. Большой процент детей не имели четких двигательных представлений и по остальным элементам техники. Аналогичные ответы получены и при анализе анкет по технике плавания способом кроль на спине.

Таким образом, у детей младшего школьного возраста, обучавшихся по общепринятой методике более трех месяцев, не сформировалось четкого представления о технике изученных способов плавания. Наиболее сложными для детей являлись двигательные представления о движениях руками, как в способе кроль на груди, так и в способе кроль на спине. К возрасту 8-9 лет ряд элементов техники (положение тела в воде, согласование движений руками, положение головы, движения ногами) становились более доступными для понимания. При этом существенных половых различий в качестве ответов не отмечалось.

Не имея конкретной программы двигательных действий, основных опорных точек для самоконтроля, начинающие пловцы не могут адекватно оценивать собственные действия. Это видно из анализа оценок и самооценок испытуемых на этапе овладения указанными способами плавания. Из анализа значений оце-нок и самооценок видно, что ни в одном случае самооценка ученика не совпадала с оценкой преподавателя (р<0,001). Учащиеся оказались не в состоянии критически оценивать собственные действия. Наглядным примером могут служить величины оценки и самооценки при выполнении скольжения на спине. Так, имея среднегрупповую оценку в пределах 3 баллов, испытуемые ставили себе оценку значительно более высокую (4,0-4,6 балла). То есть самооценка занимающихся была выше объективной на 20 - 46%.

Следует заметить, что не выявлено возрастных и половых отличий ни в качестве усвоения материала, ни в адекватности самооценок учащихся 7-9 лет.

Нам представляется, что одним из путей оптимизации методики обучения плаванию детей младшего школьного возраста является целенаправленное формирование адекватных двигательных представлений, использование различных двигательных установок с учетом биомеханических закономерностей формирова-ния плавательных движений. Для проверки данного положения мы в формирующем педагогическом экспе-рименте наблюдали 181 ученика 7-9 лет. Стараясь не нарушать сложившейся схемы планирования процесса обучения, мы предприняли попытку повысить эффективность обучения детей младшего школьного возраста плаванию введением специальных упражнений для изучения опорного гребка и методических приемов, на-правленных на активизацию самоанализа и самооценки двигательных действий. В целях освоения детьми умения находить опору в воде применялся комплекс специальных упражнений, направленный на изучение и совершенствование данного навыка.
***
Целенаправленное применение приемов и средств формирования двигательных представлений привело к их более качественному содержанию, что обеспечило предпосылку к успешному овладению учебным материалом.

Анализ результатов наших исследований позволил выделить следующие моменты: а) освоение отдельных элементов техники плавания происходит гетерохронно; б) в силу различной степени соответствия способностей ученика требованиям к выполнению отдельных действий последние осваиваются с разной скоростью, то есть неравномерно; в) ученик осваивает отдельные действия в той мере, в какой это способствует достижению результата (качественно и количественно). Иначе говоря, ученик придерживается принципа достаточности, а не принципа "максимума". В этом отношении первый из них близок по смыслу к принципу "минимального обеспечения функциональной системы", сформулированному П.К.Анохиным [1]. Можно высказать предположение, что в процессе обучения плаванию достижение уровня исполнения идет вначале по одному параметру, а затем "подтягивается" другой.

Разработанная нами программа обучения предполагала включение с 25-го занятия упражнений, направленных на изучение опорного гребка в различных модификациях. Эти гребки задавались в виде установок: "хлопай за головой", "проплыви ногами вперед", "проплыви головой вперед", "выполни опорный гре-бок под грудью". Мы предполагали, что освоение гребковых движений в различных положениях и умение находить и использовать опору в этих положениях обеспечат положительный перенос навыка на освоение техники спортивного плавания. На 25-27-м занятиях 15-20% времени урока отводилось освоению новых вариантов опорного гребка. В дальнейшем эти упражнения применялись в качестве компенсаторного плавания.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:
Замечено, что у мальчиков и девочек скорость плавания и длина "шага" при проплывании 10-метрового отрезка претерпели достоверное (р<0,05) изменение. Темп выполнения опорных гребков при этом либо достоверно не изменился, либо уменьшился. Увеличение скорости проплывания свидетельствует о более качественном выполнении гребка. Это подтверждает и увеличение "шага" плавания. Причем темп прироста "шага" плавания практически совпадал с темпом прироста скорости плавания.

Статья из журнала Теория и практика физ. культуры. - 1999. - N 3. - С.59- 63
Спорт
Футбол
Хоккей
Баскетбол
Волейбол
Плавание
Теннис
Бокс
Шахматы
Биатлон
Конный спорт
Тяжелая атлетика
Легкая атлетика
Фехтование
Автоспорт
Formula-1
Спортивные
    организации
Спорт на ТВ
  Copyright © RIN 2003-
*  Обратная связь