1 2 |
Из опыта практики известно, что качество и сроки обучения плаванию во многом зависят от способности человека осваивать плавательные навыки.
По мнению специалистов, способные ученики имеют благоприятные морфо-функциональные данные, определяющие свойства тела в воде (Булгакова Н.Ж., 1971, Макаренко Л.П., 1979 и др.)
Высокие показатели функционирования дыхательной системы способствуют освоению обучаемыми специфического акта дыхания в воде. Овладение водно-опорными умениями в большой мере зависит от функции сенсорной и проприорецептивной анализаторных систем, с помощью которых создаются специфические ощущения давления воды на тело и гребущие его части. Перестройка прижизненных двигательных навыков на новые плавательные в процессе обучения плаванию связаны с явлением "переноса навыков" (Скворцов Б.Л., 1954; Фарфель В.С., 1962). При этом, чем больше приобретённых при жизни положительных навыков не имеют положительного переноса, тем труднее сформировать новый специфический плавательный навык. У взрослых, в отличие от детей, приобретённые навыки достаточно прочные. Они обусловлены силами гравитации, наземными локомоциями движений, и поэтому их перестройка на плавательные навыки на практике требует больших усилий и времени.
Следовательно, способности детей и взрослых в обучении плаванию не одинаковы, а выявление различий между ними одна из главных задач решения проблемы дифференцированного подхода к обучению плавания.
Учитывая недостаточную изученность проблемы обучения в этом направлении, нами было проведено исследование с целью выявления показателей, характеризующих проявление способностей в обучении плаванию у детей и взрослых.
Исследования проводились с февраля по декабрь 2000 года на базе бассейна "Сатурн" г. Раменское Московской области. В исследовании принял участие 36 детей мальчиков и девочек в возрасте 10-11 лет и 28 мужчин в возрасте 18-24 года. Все испытуемые были неумеющими плавать или слабо державшимися на воде. Они были практически здоровыми и занимались в группах начального обучения плаванию. В работе применялись следующие методы: анализ специальной литературы, педагогические наблюдения, педагогический эксперимент.
| |
1 2 |
Полный список статей |